О химиотерапии

Что такое химиотерапия?

Химиотерапия — это метод лечения онкологических заболеваний с помощью ядов и токсинов, которые губительно действуют на раковые клетки.

В большинстве случаев химиопрепараты повреждают опухолевую клетку за счет нарушения синтеза или функции ее ДНК. Невозможность деления приводит к гибели клетки.

Как назначается химиотерапия?

Каждому больному составляется та или иная схема химиотерапии. Редко схема состоит из одного препарата. Как правило, в схему включают несколько лекарств, составляющих комбинацию препаратов. Это делается потому, что опухолевые клетки, которые не поддаются воздействию одного препарата, можно уничтожить несколькими лекарствами (некоторые препараты при совместном применении могут усиливать действие друг друга).

Выбор противоопухолевых препаратов индивидуален для каждого пациента и зависит от:

• места расположения опухоли,

• строения опухоли,

• общего состояния больного,

• возраста пациента,

• наличия сопутствующих заболеваний,

• предшествующего лечения.

Интервал (промежуток времени) между курсами химиотерапии зависит от режима и составляет обычно 21 день, в ряде случае до 28 дней. Перерыв в лечении необходим, чтобы пациент смог отдохнуть, восстановить организм, воссоздать разрушенные при проведении химиотерапии здоровые клетки. Также важной причиной циклической системы химиотерапии является и то, что не все клетки в опухоли делятся одновременно, часть из них находится в неактивном состоянии, выходя из которого такие клетки становятся максимально чувствительными к химиопрепаратам. Но интервал не должен быть слишком большим, иначе эффективность лечения резко падает.

Некоторым больным в связи с выраженной сердечнососудистой, почечной, печёночной и других сопутствующих патологиях  стандартная химиотерапия противопоказана. Однако есть щадящие режимы химиотерапии, которые используются в мировой практике. Благодаря схемам щадящей химиотерапии появляется возможность проводить химиотерапию пациентам с выраженной сопутствующей патологией и добиваться прекрасного эффекта от лечения.

Какие побочные явления химиотерапии?

Химиотерапевтические препараты в подавляющем большинстве случаев вызывают выраженные токсические реакции, повреждающее и разрушающее действие химиотерапии оказывается не только на злокачественные клетки, но и на здоровые органы и ткани.

Лечебное действие противоопухолевых препаратов сопровождается различными побочными явлениями, о которых больным необходимо знать, чтобы быть к ним психологически подготовленным. Поэтому врач информирует больного о первых признаках и характере возможных осложнений и их лечении, тем более, что многие из побочных явлений возникают после окончания химиотерапии, когда больной находится уже дома.

По срокам возникновения побочные явления условно подразделяют на:

• непосредственные,

• ближайшие,

• отсроченные.

К непосредственным осложнениям, проявляющимся сразу или в течение первых суток, относятся:

• тошнота,

•  рвота,

• жидкий стул,

• повышенная температура,

• резкая слабость,

• ухудшение аппетита.

Для всех препаратов, за исключением химиотерапевтических, выраженное побочное действие является поводом для отмены данного препарата, но противоопухолевое лечение всегда сопряжено с токсическими реакциями. Они ожидаемы и не являются поводом для прекращения лечения.

При введении некоторых препаратов может появляться во рту мятный или металлический вкус, реже - головокружение, или сухость во рту. Некоторые препараты вызывают аллергические реакции: покраснение лица, одышку. В этих случаях введение препарата прекращается, и можно ли продолжать лечение, решает врач.

Ближайшие побочные явления возникают в течение 7-10 дней и проявляются в виде:

• гематологической токсичности (нейтропении, тромоцитопении, снижение гемоглобина),

• нарушения функции печени и почек,

• воспаления слизистой оболочки полости рта и желудочно-кишечного тракта,

• изменений со стороны нервной периферической системы.

Отсроченные побочные эффекты проявляются в виде:

• выпадения волос (алопеция),

• нарушения сердечной деятельности,

• снижения иммунитета.

Перед началом лечения следует детально обсудить с врачом, какие ожидаются побочные явления и какие меры необходимо предпринять для их предупреждения.

Одним из наиболее распространенных побочных эффектов химиотерапии является выпадение волос. Алопеция (облысение)  отмечается уже через 2-3 недели после проведения 1 курса химиотерапии. Волосы могут выпадать полностью или частично, сразу или постепенно. Конечно данный побочный эффект существенно влияет на качество жизни пациентов, особенно представительниц женского пола.

В настоящее время существуют методы охлаждения кожи, которые предотвращают выпадение волос после химиотерапии. Благодаря поддержанию достаточно низкой температуры кровеносные сосуды скальпа сужаются, а это означает, что до волосяных фолликулов доходит гораздо меньшее количество лекарства. Кроме того, холод снижает активность волосяных фолликулов, замедляет деление клеток и делает их менее уязвимыми к побочным эффектам химиотерапии. Оба эти  эффекта позволяют сохранить волосы.

Одним из таких методов является охлаждающая шапочка аппарата Orbis. Данная охлаждающая шапочка применяется в Клинике онкоиммунологии и цитокинотерапии и зарекомендовала себя как высокоэффективное средство профилактики алопеции. У 80-85% наших пациентов при применении охлаждающей шапочки выпадение волос после химиотерапии было незначительное или не отмечалось вообще.

Как вести себя во время химиотерапии?

При отсутствии отёков или заболеваний почек следует выпивать до 1,5-2 литров жидкости особенно при лечении препаратами платины. Полезны соки, которые Вы любите, а также морковный, свекольный, томатный - по 1/2 стакана каждого, минеральная вода, чай, лимонный напиток, молоко и другие напитки, которым Вы отдаёте предпочтение.

Нужно исключить:

• алкоголь;

• солярий, загар;

• сауны, бани, горячую воду;

• массаж;

• душ Шарко;

• грязелечение;

• УВЧ- терапию;

• сквозняки, переохлаждения, перегревания;

• риск инфекционных заболеваний.

Польза контрастного душа для больных, "получающих" химиотерапию, не установлена. Во всяком случае, горячую воду применять не рекомендуется.

Иммунитет и роль иммунотерапии, цитокинотерапии в лечении онкологических заболеваний

У каждого человека ежедневно в организме возникают атипичные, злокачественные клетки. Наша иммунная система (лимфоциты, макрофаги, фагоциты, киллерные клетки и т.д.) их обнаруживает и уничтожает.

При нарушении механизма иммунной защиты чужеродные клетки начинают расти и делиться. В результате образуется злокачественное новообразование, с которым организм собственными силами уже не в состоянии справиться. К сожалению, химиотерапия, лучевая терапия, гормонотерапия отнюдь не способствуют укреплению иммунной системы. Прием антиоксидантов, витаминов отчасти могут улучшить и восстановить функции иммунной системы, но этого, конечно, недостаточно для ослабленного лекарственным лечением организма.

Поэтому в большом количестве случаев при различных опухолевых процессах применяется цитокинотерапия, которая действует на опухоль как опосредованно, восстанавливая и усиливая противоопухолевый иммунитет (через активацию собственных клеток иммунной системы- фагоцитов, Т-лимфоцитов и т.д.), так и на прямую, соединяясь с рецепторами злокачественных клеток и запуская каскад механизмов, приводящих к повреждению или уничтожению злокачественных клеток.