Кардиология в онкологии

Особенности ведения онкологических больных с заболеваниями сердца и сосудов

Одним из основных методов лечения пациентов с II-IV стадиями опухолевого процесса  является химиотерапия. У данного метода много побочных эффектов, осложнений. Одним из основных побочных эффектов  является кардиотоксичность. Эта проблема выходит на первый план у пациентов с сердечно-сосудистой патологией, когда проведение химиотерапии ещё больше усугубляет функциональную способность сердечной мышцы. Сочетание  заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний достаточно распространенное явление.

Важность этой проблемы состоит в том, что болезни сердца затрудняют  ведение онкологических пациентов. С одной стороны  они  влияют на выбор объёма оперативного лечения или  интенсивности химиотерапии. С другой стороны сердечно-сосудистые заболевания могут способствовать увеличению  частоты осложнений химиотерапии, могут препятствовать выбору наиболее эффективной и  рациональной схемы лечения.

Ряд химиотерапевтических препаратов воздействует на сократимость миокарда и проводящую систему сердца у онкологических пациентов даже при изначальном отсутствии проблем со стороны сердечной деятельности. У пациентов же с сочетанной патологией заболевания начинают конкурировать между собой, усложняя работу врачей. Особенно ярко это проявляется у пациентов после 50 лет.

Как показывает практика, именно ухудшение состояния сердечно-сосудистой системы  при проведении химиотерапии заставляет прервать наиболее эффективную схему лечения и вернуться к ней лишь после лечения сердечно-сосудистой патологии, а иногда и полностью отказаться от продолжения противоопухолевой терапии.

Однако в настоящее время благодаря тесному сотрудничеству онколога и кардиолога  в ведении больных с выраженной сердечно-сосудистой патологией появилась возможность лечения таких пациентов, проведения современной эффективной химиотерапии, в том числе и использование таких кардиотоксических препаратов, как антрациклины.

Это стало возможным благодаря  использованию строгого мониторинга сердечной деятельности как во время химиотерапии, так до и после лечения, применения современных лекарственных средств, поддерживающих сердечно-сосудистую систему (Кардиоксан и т.д.).

Таким образом, постоянное наблюдение больных кардиологом, знающим особенности онкологических пациентов,  регулярное выполнение ЭКГ, эхокардиографии (УЗИ сердца), применение современных кардиопротекторов позволяет проводить эффективное химиотерапевтическое лечение. При этом оптимизировать, поддерживать сердечную деятельность таких больных, не отказывать им в лечении и не отправлять на симптоматическое лечение без реального оказания помощи.